Историческая справка

До похода Ивана Грозного на Казань в 1552 году на участке Оки от Мурома до Нижнего Новгорода фактически проходила граница Московского государства. Притязания царской администрации на расположенные южнее этого рубежа территории оставались номинальными. Проживающее здесь малочисленное мордовское население (с примесью черемисов - мещеры) вряд ли признавало зависимость от кого бы то ни было. До нас дошли немногие финно-угорские названия деревень и рек - Ока, Кудьма, Тарка, Кишма, в которых коренные жители навсегда оставили свой след.
  Проникновение русского населения в этот край началось задолго до Казанского похода. Первыми поселенцами были крестьяне из-под Владимира, Ростова, Суздаля. Они бежали от постепенно усиливающегося крепостного гнета. Их привлекало сюда наличие пригодных для пахоты земель, изобилие дичи в лесах, богатые рыбой реки. А главное - отсутствие феодальных владений, таивших в себе угрозу нового закабаления. После похода Ивана Грозного на Казань поток беженцев усилился. Местное население частично было оттеснено к югу, частично ассимилировалось с пришельцами. На высоких берегах Оки, на лесных полянах рубились избы, появились деревни. Постепенно расчищалась от леса и распахивалась земля, налаживался привычный крестьянский быт.
  Время основания Павлова условно отнесено к 1566 году. Первое письменное упоминание о нем мы находим в грамоте Ивана Грозного от 5 апреля 1566 года. Павлово было тогда дворцовым селом, т.е. входило в состав царской вотчины, и доходы с него шли на содержание дворцового хозяйства. В грамоте царь дает личное распоряжение приказчику Тимофею Харлантьеву о передаче суздальскому Спас-Ефимьеву монастырю нескольких озер, а также об уступке прав на ловлю рыбы крестьянам села Павлова в многочисленных небольших озерах, расположенных в пойме Оки от впадения в нее Кудьмы до устья Кусторки. Наиболее вероятная версия возникновения этого документа такова. В 1565 году жертвой опричнины сподвижник Ивана Грозного боярин А.Б. Горбатый-Шуйский. В его обширную вотчину входили и земли, расположенные в окрестностях современного г. Горбатова. Религиозный до фанатизма царь передал их влиятелному в то время суздальскому Спас-Ефимьеву монастырю. Уточняя границы нового владения, монахи затеяли тяжбу с павловским приказчиком Тимофеем Харлантьевым из-за ничейных угодий, расположенных в пойме Оки. Обе стороны обратились в Приказ Казанского дворца. Но решающее слово в этом споре принадлежало царю, т.к. речь шла о дворцовой, т.е. царской собственности. Приказчику было велено часть пойменных земель с расположенными на них двумя озерами передать монастырю, в остальной части навести порядок и прежде всего обеспечить поступление в казну собираемого с нее денежного дохода. Из грамоты мы узнаем не о временах основания Павлова, а о том, что оно уже существовало. Более того- оно уже являлось административным центром небольшой округи, в которую входили ближайшие деревни. Следовательно, принятый за основание Павлова 1556 год - дата условная, на самом деле село возникло раньше. С момента своего возникновения в связи со своеобразным рельефом местности, село Павлово существовало как два почти самостоятельных поселения. Одно - на Спасской горе, рядом с острогом, другое - в районе современного рынка, улиц Нижегородской, Ленина, и некоторых других, вдоль речки Тарки.
  По нижегородским писцовым книгам 1588-1599 гг., стрелецкому сотнику из села Павлов Острог Федору Родионову сыну Дуракову, по его челобитью в Москву, было выделено в оклад в 1597 году поместье в Ивановском полесье Сорочинской пустоши в Березопольском стане Нижегородцкого уезда. Данное поместье было пожаловано Федору Родионовичу не случайно. В конце 70-х - нач. 80-х годов XVI века по Нижегородцкому уезду прокатилась волна черемисских набегов, названных с легкой руки историков "черемисскими войнами". От черемисских набегов серьезно пострадала Сосновская волость, д.Тумботино (по документам 1588-1600 гг. она названа пустошью). Павлов Острог и Павловская волость меньше соседей пострадали от опустошительных набегов только благодаря успешному военному руководству гарнизоном павловской крепости стрелецким сотником, которым в это время, по косвенным документальным источникам, являлся Федор Родионович. На смену состарившемуся на царской службе бывалому воину в 1597-99 гг. был поставлен стрелецким сотником в Павлов Острог Игнатий Ильин.
  Интересен в этом отношении и такой факт: в первые десятилетия своего существования село имело два названия - Павлов острог и Павлов перевоз. По приказу царя в середине XVI века на крутом берегу Оки, в районе современной Спасской горы, откуда хорошо просматривалась местность в южном и юго-восточном направлениях, была срублена сторожевая крепость, ставшая местом постоянного пребывания небольшой группы стрельцов.
  Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, а также выполняли поручения местной администрации. Они не платили налогов, не занимались земледелием, но им разрешалось иметь кузницы и заниматься рыболовством, охотой. Гарнизон крепости "Павлов острог" в XVI веке состоял из 50 человек во главе со стрелецким сотником.
  Время было тревожное: несмотря на разгром Казанского и Астраханского ханств, продолжала существовать угроза нападения на русские земли со стороны крымских татар и степняков. Подобные крепости воздвигались тогда вдоль всех границ Московского государства. Ну а второе название - Павлов перевоз, откуда взялось оно?
  До сих пор продолжает бытовать легенда о некоем Павле, когда - то соорудившем себе хижину на берегу Оки в районе современного рынка и занимавшемся перевозом. Известно, что исторические легенды не возникают на пустом месте, обычно они в художественной форме передают имевшее место явление. Был Павел или нет - для нас не имеет значения. Другое дело - заключенная в легенде идея о существовании в незапамятные времена в районе рынка переправы через Оку. Если эту идею принять, а не принять ее нет никаких оснований, мы должны согласиться, что речь идет не просто о переправе. Ведь она дала название населенному пункту. Значит, уже в далекие времена вокруг нее кипела жизнь. За несколько десятилетий до возведения острога, возможно еще в XV веке, Павлов перевоз мог быть перевалочным пунктом, через который осуществлялись экономические связи русского населения, проживавшего по течению Клязьмы, с мордовскими племенами. Такие связи могли происходить постоянно или посезонно, с устройством торжищ и ярмарок. И в том и в другом случае на переправе должны были возникнуть постоялый двор, кузница, для ковки лошадей, дома людей, обслуживающих перевоз. Здесь же могли находить пристанище те, чья профессия была связана с рекой - рыбаки, лодочники, сплавщики леса. Все это, видимо имело место задолго до возведения крепости. Только в этом случае название "Павлов перевоз" могло настолько крепко запасть в сознание людей, что затем около сотни лет конкурировало с другим названием - "Павлов острог". Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, а также выполняли поручения местной администрации. Они не платили налогов, не занимались земледелием, но им разрешалось иметь кузницы и заниматься рыболовством, охотой.  
 
История города Павлово в фото и картинах Видео с  YouTube  http://www.youtube.com/watch?v=YsfMCgksZ9Y
 
ПАВЛОВСКИЕ СВЯТЫНИ

Особым глубоким почитанием в селе Павлове пользовалась икона Смоленской Божией Матери. Связано это было с конкретными историческими событиями, имевшими место в Павлове.

В 1771 году в России из Молдавии распространилась чума. Когда страшная заразная болезнь достигла чудовищного развития и дошла до Павлова, его жители решили обратиться с молитвой об избавлении болезни к чудотворному образу Смоленской Богоматери.
В Павлове такой иконы не было, но жители села знали, что она есть в старинном городе Шуе и славится чудесными избавлениями от различных недугов обращавшихся к ней верующих. Вот такую икону и пожелали павловцы иметь в своем селе и просить у Богородицы избавления от жестокой болезни, уносившей многие жизни людей. Стали срочно искать человека, способного написать икону Смоленской Богоматери. Единственным иконописцем, который мог бы сделать это, был тогда в Павлове Андрей Федотович Минеев. Но он был убежденным раскольником и потому категорически отказывался ехать в Шую для снятия копии чудотворной иконы.
А чума свирепствовала, искать где-то на стороне другого иконописца времени не было. По убедительным просьбам павловцев А.А.Минеев согласился их мольбу выполнить. Он поехал в Шую, сделал там в церкви Воскресения Христова эскиз иконы и в Павлове написал ее за одну неделю. Эту неделю все жители Павлова постились, и сам иконописец наложил на себя строгий обет.

1 ноября 1771 года новописаная икона Смоленской Божией Матери была готова. Ее размеры были внушительны: один аршин девять вершков в высоту и пять четвертей в ширину (112×89 см). При огромном стечении народа во главе с духовенством с подобающими почестями икону перенесли в Спасо-Преображенский храм.

На следующий день жители Павлова совершили с ней крестный ход вокруг села. Страшная жестокая болезнь пошла на убыль и вскоре совсем исчезла.
Иконописец Андрей Минеев, бывший до того раскольником, находился под огромным впечатлением от чудесной силы иконы, избавившей Павлово от чумы. После этого он не только сам отошел от раскольничества, но и небезуспешно приводил своих бывших единомышленников к православию.

Вот поэтому икона Смоленской Богоматери и была высоко почитаемой в Павлове. В честь ее на Спасской горе была построена часовня.

Люди с молитвой обращались к ее образу не только во время горестей и печалей, но и в дни семейных и общественных радостей и торжеств. Ежегодно, согласно церковному календарю, 28 июля (10 августа н.с.) жители Павлова совершали крестный ход с этой иконой вокруг села.

Сохранилась в Павлове до наших дней старинная рукописная книга, переписанная павловцами Павлом Глотовым и Малмыловым в Шуе с других книг, повествующих о событиях и чудесах иконы Смоленской Богоматери с 1655 по 1771 годы.

Интернет-ресурсы о городе Павлово:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Павлово

http://www.otzyv.ru/read.php?id=139903

http://idk-pavlovo.ucoz.ru/blog/o_gorode_pavlovo_na_oke_istoricheskie_fakty/2012-02-17-6

http://www.opentextnn.ru/space/littlesityes/?id=806

http://www.pavlovobiz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=520&Itemid=76

http://short-travel.ru/na-1-2-dnja/pavlovo-gorod-masterov.html

http://rusmybb.5bb.ru/viewtopic.php?id=26

http://bus.ru/index.php/2009-11-02-15-39-18-69